Воскресенье, 16 марта, 2025
ДомойАналитикаПриднестровский газовый котёл

Приднестровский газовый котёл

Надо признать, что человеческая цивилизация в научно-техническом отношении достигла огромного прогресса. Люди продолжают успешно осваивать космическое пространство, научились управлять самыми сложными машинами и механизмами. Однако так и не смогли постичь главного – понимать друг друга. Сегодня мы и будем рассуждать об основном препятствии, стоящем на пути общественного развития - о непонимании. В каждом языке есть немало слов, имеющих несколько значений. Особенно этим отличается русский язык, на котором говорит или, по крайней мере, понимает его подавляющее большинство расположенной на Правом берегу Днестра населения Республики Молдова (РМ). А на другом, Левом днестровском берегу, в Приднестровской Молдавской республике (ПМР), «великий и могучий» вообще используют все жители этого непризнанного региона. Региона, который с наступлением Нового года переживает самый страшный в своей истории энергетический кризис, суть которого можно выразить словом «Труба». И труба, то есть крах ПМР, может настать в любой момент, потому что с 1 января 2025 года по трубе, то есть, по трубопроводу, в Приднестровье перестал поступать природный газ. К энергетике относится и такое русское слово, как «котёл» – устройство для производства тепловой энергии, работающее на разных видах носителей, например, на том же газе. Но «Котлом» ещё и называют территорию, на которой люди, как правило, военные, попали в плотное кольцо окружения, из которого уже нет выхода. Самый яркий пример такого безвыходного положения – «Сталинградский котёл», в который в начале 1943 года угодила 6-я немецкая армия под командованием генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса (Friedrich Paulus). Более 80 лет назад германские солдаты на Волге, а также их румынские и итальянские союзники, были либо уничтожены, либо попали в плен. В своеобразном котле-окружении, только не военном, а энергетическом, пребывает ныне и Приднестровье. Только вместо вооружённых людей заложниками этого Котла являются мирные граждане – женщины, старики и дети. И чем, в конечном счёте, закончится трагическая история наших дней, сейчас не может точно сказать никто.

Ледниковый период Приднестровья.

27 января 2025 года председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), объявляя о предоставлении Молдове 30 миллионов евро на преодоление энергетического кризиса, в том числе и в Приднестровье, сказала следующее: «Мы просто не можем смириться с тем, что люди на нашем континенте в XXI веке не имеют доступа к самым элементарным услугам».

Высокая европейская чиновница, очевидно, забыла, что нечто подобное обитатели Левого береге Днестра уже переживали. И было это не так уж и давно – в январе 2009 года. Как и сейчас, проблема возникла из-за прекращения транзита российского газа через территорию Украины. И, хотя тогда конфликт случился в результате ухудшения российско-украинских отношений при прозападном президенте «незалежной» Викторе Ющенко, а нынче кризис стал причиной окончания старого и не подписания нового контракта на транспортировку газа через территорию Украины, глубинная суть проблемы осталась той же – глобальное геополитическое противостояние Запада и Востока.

Правда в 2009 году в результате «газовой войны» пострадало не только Приднестровье, но и вся остальная Молдова, а также практически все страны Центральной и Восточной Европы. Только, в отличие от других государственных образований, населению непризнанного ПМР пришлось труднее всего. Поскольку, если другие страны могли найти какое-либо альтернативное решение энергетических проблем, то находящееся в экономической блокаде Приднестровье было вынуждено лишить своих граждан самого жизненно необходимого.

С 9 января 2009 года было отключено централизованное отопление и горячее водоснабжение жилого сектора, подача газа осуществлялась только для приготовления пищи в многоэтажных домах некоторых городов.

Массовое использование жителями электронагревательных приборов для отопления жилья приводило к перегрузке электросетей и многочисленным авариям на электроподстанциях. Работники остановившихся промышленных предприятий были отправлены в вынужденные отпуска.

Как говорится, «никогда такого не было, и вот опять». Только тогда Украине и РФ удалось довольно быстро договориться, и 12 января 2009 года российский газ вновь отправился к европейским, в том числе и приднестровским потребителям.

Нынешний же энергетический кризис явно затянулся, и его негативные последствия для Приднестровья оказались гораздо существеннее. Длительный простой приднестровских производителей увеличил убытки местных предприятий и больно ударил по карману их работников. Веерные отключения электроэнергии в квартирах приднестровцев достигли 10 часов в сутки.

При попытках отопить жилище на Левом берегу Днестра угарным газом отравились 25 человек, четверо погибли. В память о них в Тирасполе организовали стихийный мемориал, а приднестровцы стали массово выходить на акции протеста.

В разных населённых пунктах непризнанной страны люди несли плакаты «Молдова, пропусти газ», «Молдова виновна в гибели приднестровских граждан» и «Нет геноциду приднестровского народа!». «Мы живём на маленьком участке суши. В масштабах огромной планеты нас вообще не видно. Но мы хотим быть услышанными всеми сегодня. И хотим, чтобы это недоразумение прекратилось», – говорил один из участников такой манифестации.

Может всё обойдётся?

То, что Молдову с 1 января 2025 года накроет энергетический кризис, всем было известно давным-давно. С 2023 года и молдавские и европейские высокопоставленные чиновники только и говорили о прекращающемся контракте на транспортировку российского природного газа через территорию Украины и о категорическом нежелании киевских властей этот контракт продлевать. А, ведь именно по этому газопроводу «Газпром» поставлял в Молдову сырьё, весь объём которого отдавался Приднестровью.

На этом газе Молдавская ГРЭС, расположенная в приднестровском городе Днестровск, вырабатывала электроэнергию, которую по цене в 66 долларов за МВтч покупала Республика Молдова. Стоит особо подчеркнуть, что стоимость приднестровского электричества была в 2,5 раза ниже, чем румынского. Поэтому львиная доля потребляемой Правым берегом электроэнергии (до 90%), поступала именно МолГРЭС.

В принципе российский газ можно было бы перенаправить в Молдову по альтернативному турецкому пути – через Трансбалканский газопровод. Технические возможности для этого имелись и имеются. Для обсуждения данного вопроса Кишинёв направил в ноябре 2024 года Москву министра энергетики РМ Виктора Парликова.

Однако на переговорах руководство «Газпрома» напомнило молдавскому чиновнику об историческом долге Молдовы перед российским газовым концерном. Долг этот по газпромовской версии составляет 709 миллионов долларов. В то же время официальный Кишинёв признаёт только результаты так называемого «Международного аудита», который выявил задолженность в 8,6 миллионов долларов.

По итогам неудачных переговоров В. Парликов потерял своё министерское кресло, а Молдова (считай Приднестровье) так и не получила российский газ. Но главная проблема не в этом. Она в том, что задолго зная и о прекращении транспортировки газа через Украину, и о неурегулированном долге перед «Газпромом», молдавские власти начали предпринимать какие-то шаги лишь в конце прошлого года. Да и вплоть до самого новогоднего боя часов в Кишинёве рассчитывали на то, что в Кремле передумают и дадут газ по «Турецкому потоку».

Почему так произошло? Может всё дело просто в некомпетентности руководства Молдовы, которое поступает как дед короля с материнской стороны из пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Помните? «Он был неженка. Он так боялся боли, что при малейшем несчастье замирал, ничего не предпринимал, а всё надеялся на лучшее. Когда при нём душили его любимую жену, он стоял возле, да уговаривал: потерпи, может быть всё обойдётся».

Отнюдь, у властей Молдовы был особый план, как использовать энергетический кризис в своих интересах.

Приднестровцы в заложниках у Кишинёва.

В самый разгар энергетического коллапса в Приднестровье президент Молдовы Maia Sandu заявила, что Кишинёв готов помочь Тирасполю закупить газ, но при условии, что с Левого берега Днестра уйдут российские войска, выполняющие там миротворческие функции.

«Мы готовы при поддержке международных партнёров оказать финансовую помощь Левобережью. Но это может произойти только тогда, когда российская армия покинет регион, а миротворческая миссия будет заменена гражданской под эгидой ООН или ЕС. Это главное условие, позволяющее оказать существенную помощь региону», – такой ультиматум выдвинула глава молдавского государства.

Тогда же состоялся и телефонный разговор между M. Sandu и президентом Украины Владимиром Зеленским, в ходе которого киевский лидер выразил готовность снять с Приднестровья экономическую блокаду и начать поставлять на Молдавскую ГРЭС уголь. Но при условии, если власти ПМР отвернутся от Москвы. «Этот сценарий можно реализовать только в том случае, если кремлёвские марионетки из Тирасполя выйдут из подчинения Кремля», – проинформировал о разговоре молдавского и украинского руководителей депутат Парламента РМ Oazu Nantoi от правящей партии PAS.

В подобном ключе звучали и многие другие высказывания молдавских и европейских политиков. Разорвите отношения с РФ, уберите российские войска – и получите долгожданный газ.

Само собой разумеется, данные предложения были отвергнуты приднестровскими властями. На Левом берегу рассудили, что жизнь и безопасность граждан намного важнее сиюминутного решения бытовых неурядиц. Поскольку, лишившись российских миротворцев, ситуация в регионе может выйти из под контроля.

«Подобные заявления являются импульсивными и не должны отражаться на ходе миротворческой операции. Любые такие вбрасывания вызывают обоснованную тревогу. Что значит остаться для нас без защиты миротворцев? Это значит вернуться на ту стадию, когда стороны опять становятся конфликтующими. Если не будет миротворцев, кто остановит конфликт?», – говорит Олег Беляков, сопредседатель Объединённой Контрольной Комиссии – трёхсторонней молдавско-приднестровско-российской миротворческой структуры.

То, что официальный Кишинёв обязан оказывать помощь приднестровскому региону, не выдвигая никаких условий, считает депутат-социалист Григорий Новак. «Если говорить обо всей этой истории с самого начала, то Левобережье Днестра является неоспоримой частью Республики Молдова. Отсюда вытекает и обязанность государства относится ко всем гражданам одинаково. Независимо от того, находятся ли они на севере или на юге, на Левом или на Правом берегу», – заявил парламентарий.

Но, как известно, возвращение ПМР под юрисдикцию РМ – «идея фикс» большинства «проевропейских» политических деятелей Молдовы, которые наотрез отказываются считаться с существующей реальностью. А ещё в середине XX века, введший в употребление понятие «идея фикс» («idees fixes») французский психиатр Пьер Жане (Perre Janet), установил, что данное явление – психическое расстройство. А именно – озабоченность ума, которая упорно сопротивляется любым попыткам эту манию видоизменить.

Вот, например, что недавно сказал депутат Парламента РМ от партии PAS Dorian Istrati: «Реинтеграция страны потребует много денег. Это план необходимо преобразовать в законопроекты, а внешние партнёры должны определить, что нам необходимо. Могу сказать одно – это очень дорого. 11% территории Молдовы вернуть к законности и научить зарабатывать на жизнь честным путём».

Вот только не ясно, как официальный Кишинёв собирается «возвращать к законности» абсолютно не совместимое с прозападными идеями Приднестровье, если молдавские власти не могут справиться даже с находящейся под боком «законной» Гагаузской автономией, граждане которой дружно проголосовали на Конституционном референдуме против евроинтеграции Молдовы и думают только об одном – об освобождении от кишинёвского диктата.

Также нелепым выглядит и депутатская навязчивая идея «научить зарабатывать приднестровцев на жизнь честным путём». Это значит, что? Научиться выпрашивать у внешних партнёров материальную помощь, чем нынешние власти Молдовы только и занимаются.

Как бы то ни было, а молдавские власти выклянчили-таки у Европейского Союза 64 миллиона евро на текущее преодоление энергетического кризиса. 10 миллионов евро из этой подачки Кишинёв после длительных проволочек, разговоров и пересудов, в итоге, согласился выделить на закупку для Приднестровья гуманитарного газа, который с 1 февраля этого года начал поступать на Левый берег. «Тяжёлые времена выявляют истинных друзей. Поэтому сегодня мы бросаем жителям Приднестровья спасательный круг», – прокомментировала данное событие Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Всё хорошо, что хорошо кончается? Отнюдь! Потому как, во-первых, неясно, что будет после того, как закончится этот спасительный газ.

А во-вторых, этот европейский «спасательный круг» грозит, в конечном счёте, стать удавкой на шее. И надпись на приднестровских информационных щитах: «Приднестровье. Основано, чтобы жить» может быть заменена словами знаменитой песни из репертуара американского исполнителя Рея Чарльза (Ray Charles) «Born to Lose» – «Рождённый, чтобы проиграть».

P.S. 4 февраля 2025 года премьер-министр РМ Dorin Recean и еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Марта Кос (Marta Kos) подписали в Кишиневе соглашение о предоставлении пакета финансовой помощи ЕС в рамках поддержки энергетической независимости и устойчивости Молдовы. Согласно договору, общая помощь, выделенная Молдове на преодоление энергетического кризиса, до конца 2025 года должна составить 310 миллионов евро. Причём 60 миллионов из этой суммы предусмотрены на энергетическую поддержку Приднестровской Молдавской Республики. Но ПМР сможет получить эти деньги только при выполнении четырёх условий:

1) Решить вопрос соблюдения в регионе основных свобод и прав человека и обсудить пути решения этой проблемы с официальным Кишинёвом.
2) Постепенно привести тарифы для населения к рыночным ценам.
3) Обязать крупных экспортёров платить за электроэнергию по рыночным тарифам.
4) Исключить из программы европейской поддержки энергоёмкую промышленность.
Однако, если с тремя последними пунктами всё более-менее ясно и логично, то с проблемами прав и свобод могут возникнуть недоразумения. Особенно, учитывая, как эти права и свободы соблюдаются в Республике Молдова при нынешнем режиме «провропейского» президента M. Sandu.

Популярные статьи

Популярные статьи